А каба́льо (a cabállo)
— латиноамериканский ритм в размере 4/4, который имитирует бег лошади, откуда и его название («caballo» по-испански лошадь). Ритм а кабальо играется в основном на ко́нгас и часто используется в музыкальном направлении пача́нга, популярной в 1960-х годах вариации мере́нге.
Абакуа́ (abakuá) — религиозно-культурная община на Кубе и одноименное музыкальное направление. В XVII веке в Африке, на юго-востоке современной Нигерии и юго-западе современного Камеруна жили различные этнические группы, которых европейцы называли калабари вне зависимости от их этноса, а сам регион — Калабар. В конце XVIII века жители этого региона были привезены на Кубу в качестве рабов. Представители африканского племени экпес пытались возродить свой традиционный строй жизни и основали общину, назвав ее абакуа по названию области в Африке, где они жили прежде — Абакпа. Общее культурное наследие и взаимопомощь помогали чернокожим рабам противостоять колонизаторам. Даже после освобождения рабов в общины абакуа долгое время не принимали белых людей, это изменилось только в конце XIX века: абакуа стали первой общиной, принимавшей в свои ряды людей любой этнической принадлежности. Две самые крупные общины обосновались в Гаване и в Матансасе. Все ритмы абакуа играются в размере 6/8, однако их исполнение имеет местные особенности: например, абакуа из Гаваны гораздо более быстрая, чем абакуа из Матансаса.
Агого́ (порт. agogô) — бразильский народный музыкальный инструмент африканского происхождения. Представляет собой два или три разнотоновых овечьих колокольчика без язычков, соединенные металлической изогнутой ручкой. Иногда бывает изготовлен из надпиленных орехов, посаженных на деревянную рукоять. Звук извлекается ударами деревянной палочки по колокольчикам. Ритмический рисунок, исполняемый на агого, является основой полиритмической структуры бразильской карнавальной са́мбы. Агого также используется во множестве других бразильских музыкальных традиций, например, в музыке капоэ́йры. Благодаря богатой окраске звучания этот инструмент используется не только в традиционной бразильской музыке, но и в современных направлениях, таких как рок, фанк, джаз и многих других.
Акво́н (akpwón) — член религиозной общины в сантери́и, который во время обрядов отвечает за вокальную составляющую действа. Именно аквон является главным в музыке сантерия и диктует направление барабанам. Аквон должен придерживаться некоторых правил, однако в определенный момент обряда, который называется óро канта́до, аквон начинает импровизировать и призывать ори́шей присоединиться к празднованию. В этот момент музыкант, который играет на барабане ия́, должен особенно внимательно следить за движениями танцоров, которые олицетворяют оришей: именно они задают темп музыке. Благодаря своему таланту, Лазаро Рос, кубинский певец, был провозглашен главным аквоном (apkwon major) афрокубинской культуры.
Алькатра́с (alcatráz) — перуанский ритм в размере 6/8 и одноименный танец, родственник фесте́хо и ландо́ (афроперуанское креольское музыкальное направление, где главную роль играет перуанский кахо́н), особенно популярен в северных прибрежных районах Перу. Название ритма происходит от испанского слова «alcatraz» (пеликан), так как в танце используются перья этой птицы. Алькатрас — праздничный парный танец эротического характера. У танцовщицы сзади на уровне талии прикреплен пышный букет из перьев пеликана с одним торчащим длинным пером, который мужчина во время танца пытается поджечь, а женщина старается увернуться. Исполнение требует большой сноровки, так как поджечь перо нужно не сбившись ритма. Когда мелодия начинается заново, танцоры меняются ролями. В современном варианте этого танца длинное перо заменяется бумажным кульком. Музыка алькатрас исполняется певцом-солистом и хором под аккомпанемент гитар и перкуссии. Самые известные мелодии в стиле алькатрас принадлежат музыкантам Порфирио Васкесу и его сыну Абелардо Васкесу, это песни «Al son de la tambora» и «Negrita ven» соответственно.
Арара́ (arará) — религиозно-культурная община на Кубе и одноименное музыкальное направление. История арара очень схожа с историей абакуа: в XVII веке на территории современных Бенина и Нигерии существовало государство Дагомея, в котором проживали различные этнические группы. Столицей Дагомеи был город Аллада. В конце XVIII века многие жители Дагомеи были привезены на Кубу в качестве рабов. Стараясь сохранить свою самобытность, они жили в общинах, которые называли арара (искаженное Аллада). Однако, из-за схожести религиозных традиций арара и синкретических религий Кубы, их культурное наследие со временем практически исчезло. Музыка арара большей частью имеет религиозное назначение, она предназначена для связи с божествами или умершими предками. Арара основана на ритме, поэтому все инструменты арара перкуссионные: барабаны, гуата́ка, колокольчик ога́н и др. Музыку дополняет диалог между певцом-солистом и хором.